Центр семейной терапии

"Направления и методы психологической диагностики и коррекции в детском возрасте"- повышение квалификации

Программа предполагает разбор теоретических вопросов нейропсихологии детского возраста. Приглашаем желающих разобраться в том, зачем ребёнку нужна нейропсихологическая диагностика и коррекция, чем нейропсихолог может помочь ребёнку, об особенностях развития мозга ребёнка.
Самые сложные вопросы будут разобраны в формате ситуационных задач и упражнений.
Будут проведены демонстрационные консультации семей для наглядности при изучении материала.
Каждый сможет попробовать себя в роли нейропсихолога, применить нейропсихологические методики обследования высших психических функций и написать по итогам заключение.

Приглашаем специалистов помогающих профессий к диалогу!

Программа семинаров повышения квалификации:

Семинар I. Общие вопросы детской нейропсихологии (семинар №4 в ДРО)

РАЗДЕЛ I. Основные понятия детской психологии, место нейропсихологии, теория системной динамической локализации высших психических функций применительно к нейропсихологии детского возраста

ТЕМА 1. История развития общей и детской нейропсихологии.
ТЕМА 2. Формулирование понятий: возрастное развитие, психическая функция, симптом, фактор, нейропсихологический синдром, нейропсихологический анализ
ТЕМА 3. Концепция трёх структурно-функциональных блоках мозга А.Р.Лурия.
ТЕМА 4. Варианты нормального психического развития в детском возрасте. Левшество как один из вариантов индивидуального развития.
+ Нейропсихологическая диагностика ребенка.

РАЗДЕЛ II. Методы нейропсихологического обследования высших психических функций в детском возрасте.

ТЕМА 1. Основные традиции современной нейропсихологической диагностики.
ТЕМА 2. Особенности нейропсихологической диагностики ВПФ в детском возрасте.
ТЕМА 3. Диагностические пробы, направленные на оценку степени сформированности той или иной психической функции (блок программирования, регуляции и контроля, зрительный гнозис, кинестетический и динамический праксис, слухоречевая память и восприятие речи, зрительно-пространственные функции).
ТЕМА 4. Нейропсихологическое заключение – схема, правила, разбор примеров заключений.
+Нейропсихологическая диагностика ребенка.

РАЗДЕЛ III. Основные подходы к коррекционной работе в нейропсихологии детского возраста.

ТЕМА 1. Общая характеристика коррекционной работы. Направления коррекционно-развивающего обучения.
ТЕМА 2. Общее и отличия в коррекционном воздействии на детей и взрослых.
ТЕМА 3. Базовые методы коррекции ВПФ.
ТЕМА 4. Противопоказания коррекционного воздействия.
ТЕМА 5. Роль семейной системы в успехе коррекционной работы.
+ Два коррекционных занятия с детьми, прошедшими нейропсихологическую диагностику в предыдущие дни.


Семинар II. Частные вопросы нейропсихологии.

РАЗДЕЛ I. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития, принципы нейропсихологии детского возраста, создание коррекционной программы.

ТЕМА 1. Синдромы несформированности психических функций.
ТЕМА 2. Метасиндромы развития и отклонений в психическом развитии.
ТЕМА 3. Принципы нейропсихологии детского возраста. Формирование мозговой организации психических процессов и межполушарных взаимодействий у детей.
ТЕМА 4. Работа нейропсихолога с детьми с особенностями психического развития.
ТЕМА 5. Создание программы коррекционной работы по результатам нейропсихологической диагностики.
ТЕМА 6. Выстраивание контакта с ребенком и родителями как один из этапов достижения результата в коррекционной работе.
+Нейропсихологическая диагностика ребенка.

РАЗДЕЛ II. Подробный анализ методов когнитивной нейропсихологической коррекции.

ТЕМА 1. Методы коррекции функций программирования, регуляции и контроля.
ТЕМА 2. Методы коррекции зрительно-пространственных и квазипространственных функций.
ТЕМА 3. Методы коррекции зрительно-вербальных функций.
ТЕМА 4. Методы развития и коррекции серийной организации движений и действий.
ТЕМА 5. Методы коррекции слухоречевой сферы.
ТЕМА 6. Дисграфия, дислексия: механизмы возникновения и способы преодоления.
+Нейропсихологическая диагностика ребенка.

РАЗДЕЛ III. Подробный анализ методов сенсомоторной нейропсихологической коррекции.

ТЕМА 1. Метод замещающего онтогенеза А.В. Семенович.
ТАМА 2. Использование БОС-методов и методов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе нейропсихолога.
+ Два коррекционных занятия с детьми, прошедшими нейропсихологическую диагностику в предыдущие дни.


Семинар III. Нейропсихологический практикум.

Программа на все дни семинара.

Практическая работа студентов с семьей:
1 этап – нейропсихологическая экспресс-диагностика.
2 этап – коррекционное занятие с ребенком и обратная связь родителю по итогам диагностики и занятия.
3 этап – обратная связь ведущих семинара студентам, ответы на вопросы в конце каждого учебного дня.

Дополнения: работа ведется в малых подгруппах (2-3 человека);
минимальный регламент:
-50-60 мин- экспресс-диагностика
- 10 мин – подготовка к занятию
- 20-30 мин – коррекционное занятие и обратная связь родителю.
- 10 мин – подготовка к следующей работе.

Ведущие программы:
Апасова Лилия - Клинический психолог

Грященко Анна - Клинический психолог

Учебно-методическая литература к программе

  • Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста (Генезис, 2018г.)
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека (Часть I;II) (Питер, 2019г.)
  • Сиротюк А.Л. – Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам (ТЦ Сфера, 2002г.) (Глава 1)
  • Глозман Ж.М. – Нейропсихология детского возраста. (Академия, 2009г.)
  • Микадзе Ю.В. – Нейропсихология детского возраста. (Питер, 2008 г.)