Центр семейной терапии

Обучение для специалистов: "Особенности работы с зависимыми и членами их семей"

Программа рассчитана на специалистов с высшим образованием в области психологии, медицины, педагогики, социальной работы.

Цель программы — приобретение и расширение теоретических и практических знаний об особенностях работы с семьями при наличии в них зависимых.

Клиенты, супружеские пары и семьи часто ищут помощи в связи с алкоголизмом, наркоманией, злоупотреблением токсическими веществами или компьютерной зависимостью. Работа с зависимым клиентом (взрослым или ребёнком) и членами семьи трудна для консультантов по многим причинам. Эти причины можно условно разделить на четыре, связанные между собой, группы. К причинам первой группы относятся особенности личности самого зависимого, со всей его онтогенетической и системной историей, травмированного и трансформированного внешним воздействием, например, химического агента. Вторая группа причин — индуцируемые в консультанте характерные эмоциональные и системные паттерны, затрудняющие контакт и приводящие к выгоранию. Третья группа — связанное содержание коллективного бессознательного, проявленное в социокультурной мифологии и влияющее на всех участников и все стадии терапевтического процесса. И, наконец, четвёртая группа причин — включённость в особые системные семейные взаимодействия с комплементарными созависимыми фигурами.

Задачи программы

  • Знакомство участников со спецификой предмета. Формирование целостного и объёмного, в том числе системного, видения ситуации химической и компьютерной зависимости.
  • Самодиагностика участников, осознание и рефлексия чувств, представлений, верований и мифов, связанных с темой зависимости и созависимости.
  • Развитие способности переносить нагрузки при работе с зависимыми и членами их семей. “Проработка” личного опыта общения с зависимыми и созависимыми.
  • Рефлексия стратегий, адекватных работе с зависимыми и членами их семей.
  • Обучение приёмам психогигиены и самореабилитации. Профилактика профессионального выгорания.

Форма занятий

Форма преподавания — тренинг с элементами супервизии. Тренинговая работа, основанная на “проживании”, обеспечивает участникам личный опыт пребывания в позициях консультанта, консультируемого и членов семьи зависимого клиента, необходимый для успешного применения техник.

Некоторые семинары предполагают демонстрационные сессии с приглашёнными клиентами (семьями). Материал для симулированных сессий с последующим анализом и обсуждением берётся из консультационной практики преподавателей или слушателей, а в некоторых случаях, — из личного опыта участников. Таким образом, обеспечивается приближение к реальной ситуации консультирования и простота перехода к использованию полученных знаний на практике.

Для освоения материала курса используются групповые дискуссии, рефлексивная диагностика, социометрия, социодрама, психодраматические и расстановочные сессии.

Предусмотрены различные формы супервизионной работы, в первую очередь, заочной, позволяющие участникам проанализировать сложные случаи, а также получить помощь и поддержку.

Программа состоит из пяти блоков:

  • Первый блок посвящён особенностям взаимодействия консультанта и зависимого клиента.

В программе рассматривается химическая зависимость с точки зрения различных подходов и предлагается комплексная модель взаимодействия терапевта (консультанта) и клиента в социокультурном контексте. На базе этих представлений мы сможем обозначить основные направления и этапы работы, дифференцировать техники и приёмы. В ходе обучения будет уделено внимание, как особенностям хода, процесса консультации, так и состоянию консультанта. Мы включили в программу материал, посвящённый рефлексии собственного состояния, основам самодиагностики и психогигиены, приёмам самовосстановления и профилактике профессионального выгорания консультанта.

  • Второй блок посвящён работе с семьями химически зависимых.

Работа с семьями, в которых есть химически зависимый член семьи, будь то алкоголик или наркоман, имеет свои особенности. Как и любая другая болезнь, химическая зависимость занимает своё особое место в семейной системе. Жизнь в такой семье целиком и полностью подчинена болезни. Все члены семьи находятся в постоянном стрессе, зависят от состояния зависимого и вынуждены к нему приспосабливаться. Со временем домочадцы вырабатывают особые формы поведения, которые позволяют им существовать в семье. Подобные формы поведения принято называть созависимостью. В свою очередь, такое поведение членов семьи позволяет химически зависимому продолжать употребление алкоголя, наркотиков или иных веществ без особых потерь и последствий для себя. Формируется замкнутый круг. В процессе обучения слушатели познакомятся со способами выявления “порочных” кругов, узнают, как разомкнуть циркулярную последовательность, не только воздействуя на самого зависимого и на его болезнь, но и меняя поведение, реакции, способы взаимодействия членов семьи. Мы предложим эффективные приёмы, используемые при работе с семьями химически зависимых. Немалое внимание в курсе уделено экологичности процесса консультирования и психотерапии.

  • Третий блок посвящён работе с семьями, в которых есть дети и подростки с компьютерной зависимостью.
  • Четвёртый блок связан с пищевой зависимостью.
  • Пятый блок предполагает работу участников со своими семейными историями и осознание влияния собственной истории на профессиональную составляющую.

Тематический план

Блок 1: Основы теоретических знаний о зависимости и созависимости.

  • Характеристика ситуаций, в которых возникает необходимость консультации специалиста.
  • Социальные мифы о зависимости и зависимых.
  • Физиологические и психологические аспекты химической зависимости. “Вещества, изменяющие настроение”. Наркотики выбора.
  • Особенности поведения зависимого клиента при консультировании, возможные стратегии и некоторые адекватные техники.
  • Комплексная модель взаимодействия терапевта и клиента в социокультурном контексте.
  • Эмоциональные паттерны, психологические ловушки и психогигиена консультанта при работе с зависимыми.
  • “Особые” состояния. Острый отход, срыв, тяга.
  • Работа с симптомами постострого отхода и предотвращение срывов.
  • Системный взгляд на зависимость и созависимость.
  • Трансгенерационные причины и мотивы химической зависимости.
  • Консультирование членов семей зависимых.
  • Риски и профилактика профессионального выгорания.

Блок 2: Особенности индивидуальной, семейной и групповой работы с родственниками зависимых.

  • Место химической зависимости в семейной системе.
  • Особенности взаимоотношений в парах при наличии химической зависимости у одного из партнёров.
  • Особенности детско-родительских отношений при наличии химической зависимости (болезнь одного или обоих родителей, а также болезнь ребёнка).
  • Приобретение и развитие созависимости. Системная природа созависимости.
  • Цели и задачи консультирования семьи при наличии в ней зависимости.
  • Различные подходы и техники работы с зависимыми семьями.
  • Основные принципы работы с зависимыми семьями.
  • Ресурсы созависимых отношений, используемые в терапии.
  • Индивидуальное консультирование родственников зависимых.
  • “Семейная интервенция” как метод работы с зависимыми семьями.
  • Групповая работа с родственниками зависимых.

Блок 3: Компьютерная зависимость у детей и подростков.

  • Актуальность проблемы. Ловушки компьютерной зависимости.
  • Понятие компьютерной зависимости. Виды интернет- и компьютерной зависимости.
  • Причины, по которым ребёнок попадает в компьютерную зависимость. Механизмы формирования зависимости. Этапы формирования зависимости.
  • Основные характеристики, симптомы, признаки наличия компьютерной зависимости. Влияние компьютерной зависимости на человека.
  • Позиция и роль терапевта в работе с семьёй и темой. Профилактика выгорания: запрос; система-личность-болезнь; неосознанные чувства; системная природа происхождения зависимости; взаимодействие с темой бессилия перед зависимостью.
  • Этапы, цели и задачи консультирования семьи при наличии в ней зависимости. Формулирование запроса.
  • Место компьютерной зависимости как симптома в семейной системе.
  • Процесс терапии и техники работы.

Блок 4: Пищевая зависимость.

  • Современные теории формирования лишнего веса, виды нарушений пищевого поведения.
  • Лишний вес как симптом или хроническое заболевание, сопутствующие заболевания и соматические симптомы.
  • Градация нарушений пищевого поведения (переедание и недоедание), степень тяжести нарушений в зависимости от уровня функционирования личности.
  • Системный подход к диагностике и терапии лишнего веса, преимущества системного подхода, диагностическое интервью.
  • Нарушения пищевого поведения и пищевая зависимость: феноменология, причины и механизмы формирования подобных нарушений.
  • Зависимое пищевое поведение — манипуляции и вторичные выгоды от избытка или недостатка веса, ведущие аффекты и переживания.

Блок 5: Метод системных расстановок в работе с зависимостью.

Продолжительность программы: 18 учебных дней (6 семинаров по 3 дня).

Ведущие в программе:

  • Игорь Любитов ( семинар по групповой работе и расстановки с зависимостью),
  • Алена Рихмаер (семинар по пищевой зависимости),
  • Виктория Баширова (теория по зависимости и созависимости, компьютерная зависимость).

В каждом дне семинара есть консультирование реальных семей в кругу специалистов.