Центр семейной терапии

Теория и практика семейного консультирования. Базовый курс. АВ-4

Окрыт НОВЫЙ набор в программу. В июне второй семинар, можно присоединиться к программе до 3 семинара, потом участие в закрытом формате встреч.

Старт 30-31 марта с Мариной Александровной Бебчук (к.м.н., главный врач и директор научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им.Г.Е,Сухаревой, семейный психотерапевт) и Тимуром Валерьевичем Корсун (врач, семейный психотерапевт, преподаватель АНО ИИСТ Москва).

Лицензия ИИСТ Москва, по окончании программы и выполнения всех требований выдается удостоверение повышения квалификации гособразца.


Введение

В настоящее время системная семейная терапия (консультирование) является одним из наиболее перспективных и экономически целесообразных направлений психотерапии. Это связано с широкими показаниями к назначению этого метода нуждающимся семьям и отсутствием противопоказаний, с быстротой наступления терапевтического эффекта (этот подход относят к краткосрочным формам психотерапии) и стойкостью результата.
Системная семейная терапия - не просто техника, а другой, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются как симптомы проблемных семейных связей, а не только как индивидуальные нарушения или интрапсихические повреждения. Психотерапевты различных школ и направлений давно заметили, что возвращение пациента в семью после курса психотерапии может погубить самые обнадеживающие изменения или вернуть пациента к прежним моделям поведения и стереотипным реакциям.

Системная семейная терапия является тем направлением, в котором в качестве объекта терапевтической помощи выступает вся семья целиком, а фокус психотерапии смещается от анализа внутриличностных конфликтов к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы и к внесению необходимых изменений. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечивает рост потенциальных возможностей каждого ее члена.


Анна Марченко- к.м.н., врач и семейный психотерапевт, ведущий прподаватель ИИСТ Москва о программе.

Описание программы
Настоящая программа является программой дополнительного образования в области системной семейной и супружеской терапии (консультирования) и ориентирована на людей с высшим психологическим, медицинским и педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов.
Целью данной программы является подготовка специалистов-«универсалов», способных решать как профилактические задачи, так и задачи вывода семьи из тяжелой кризисной ситуации, и владеющих широким арсеналом подходов, методов и техник для индивидуального подбора алгоритма помощи каждой семье.
Данная программа дает возможность познакомиться с теорией и практикой классических и современных школ семейной психотерапии, а также с авторскими разработками сотрудников Института.
Очная часть курса (семинары) включает лекции, демонстрации случаев, практические занятия. На лекциях слушатели знакомятся с базовыми представлениями, основными понятиями и другими теоретическими положениями системного подхода в семейной терапии.

На практических занятиях студенты не только приобретают навыки использования усвоенных ранее теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности, но и рассматривают также пути оказания семьям профилактической помощи.
Важной составной частью курса является очная супервизия, т.е. самостоятельная работа слушателей с семьями, обратившимися за помощью, под наблюдением преподавателей и сотрудников института.
Такая форма работы позволяет слушателям в психологически защищенной ситуации освоить современные технологии помощи семье и избежать в процессе обучения ошибок.
Значительная часть теоретической и практической подготовки осуществляется слушателями в рамках работы малых (интервизорских) групп, что позволяет сэкономить время на очных семинарских занятиях и интенсифицировать процесс обучения.
Производственную практику слушатели проходят на клинической базе Института или по выбору в ином учреждении. Именно в реальной живой работе с семьями накапливается практический инструментарий, находятся ответы на теоретические вопросы, формируются критерии эффективности психотерапии. Сложные, спорные и интересные случаи обсуждаются с преподавателями на практических занятиях, в том числе в формате заочной супервизии.
За время учебы слушатели получают возможность для своего личностного развития в контексте собственной семьи, нередко приобретая новое видение своей семейной истории.
Выполнение выпускной (дипломной) работы помогает совершенствовать свой личный терапевтический стиль и проанализировать влияние своей собственной семейной истории на профессиональный путь и возможности профессионального роста.
Программа включает в себя 860 часов и рассчитана на 2,5 года. Обучение проходит в группе с постоянным составом участников.
Программа соответствует Европейскому Стандарту подготовки семейных терапевтов (консультантов).
При успешном завершении обучения и выполнении всех требований настоящей программы выдается сертификат Института интегративной семейной терапии (г. Москва).

Концепция программы
- Методологической основой курса являются принципы системного подхода. Системная семейная терапия рассматривает психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных семейных связей и семейной истории, а не только как индивидуальные нарушения или внутриличностные конфликты. Такой расширенный системный взгляд на проблему дает дополнительные возможности для диагностики и новые методы для ее решения. В этой связи одной из концептуальных задач данного образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих с семьями.
- Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов ко встрече с любой семьей на консультативном приеме, т.е. являться своего рода «универсалом». Исходя из этого, в программе интегрируется то полезное и ценное, что создано для работы с семьями в различных психотерапевтических школах. В процессе обучения слушатели курса знакомятся с передовыми технологиями не только системного подхода, но и других направлений психотерапии.
- Нам представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, работающих с семьями, но имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные семьями. Мы приветствуем в образовательных группах смешанный профессиональный состав и учитываем в программе особенности работы с различными типами семей, в том числе с соматической и психической патологией. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в сообществе семейных консультантов и терапевтов
- За время обучения участники образовательной программы получают возможность закрепить практические навыки в работе с реальными семьями, в том числе на клинической базе Института, а также исследовать свою семейную историю и по-новому взглянуть на актуальную ситуацию в своей семье. Собственная семейная история становится мощным терапевтическим ресурсом в работе семейного и супружеского терапевта (консультанта).

Структура программы
Программа состоит из нескольких блоков, которые по наполнению отличаются от Программы реализуемой в Москве. Особенностью Программы в является сокращение количества очных учебных дней и увеличение самостоятельной работы слушателей в интервизорских группах, которое становится возможным благодаря большому количеству структурированных домашних заданий:

  1. Образовательный блок: 8-16 (в зависимости от продолжительности) семинаров по системной семейной терапии и консультированию – 340 часов.
  2. Супервизорский блок: 2 семинара очной супервизии с двумя собственными презентациями – 80 часов.
  3. Интервизорский блок: 210 часов работы в малых группах по 6-8 человек с целью обсуждения профессиональной литературы, упражнениями и техниками, супервизии друг другу.
  4. Блок производственной практики: 100 часов консультационной или терапевтической работы с реальными семьями (группами, организациями).
  5. Блок личной терапии (реконструкция семейной истории): 40 часов
  6. Блок самостоятельной работы: 90 часов (подготовка эссе, итоговых работ, лит.обзоров.

Обучающая методика
Занятия ориентированы на теорию и практику групповой работы, работы с парами и семьями, индивидуальную психотерапию в системном подходе, видеоанализ, ролевые игры, очную и заочную супервизию, отработку навыков в упражнениях и изучение литературы.
Обучение строится на демонстрации и практическом применении методов системной работы с реальными семьями, обращающимися за психотерапевтической помощью по поводу каких-либо проблем, а также на использовании техник семейной терапии для переосмысления собственной семейной истории и актуальной семейной ситуации.
Формы работы в рамках данной программы приняты во всем мире и хорошо зарекомендовали себя при подготовке профильных специалистов. Это:
1. Работа на семинарских занятиях:

  • лекции
  • демонстрации реальных случаев
  • упражнения
  • заочная супервизия
  • индивидуальная и групповая терапия в системном подходе, направленная на работу с личной историей или актуальным состоянием участников образовательной программы.

2. Работа слушателей с семьями под наблюдением преподавателей (очная супервизия).
3. Самостоятельная работа в малых (интервизорских) группах:

  • обсуждение специальной литературы
  • разбор случаев
  • отработка полученных навыков при выполнении «домашних» заданий и упражнений
  • подготовка к выступлению на конференциях.

4. Самостоятельная работа с семьями (производственная практика) и заполнение Учетной Формы («Регистрационная карта семьи, Регистрационная карта группы).

Семинар 1 (4 дня)

Исторические корни системного подхода. Понятие семейной системы. Структурные характеристики и параметры семейной системы: иерархия, границы, сплоченность, гибкость, правила, роли, стили общения. Организационные вопросы семейного консультирования. Организация первой встречи с семьей. Социальная, проблемная и заключительная стадии первого интервью по Дж.Хейли. Терапевтические задачи первого контакта. Построение первичных гипотез. Мотивирование членов семьи на участие в терапии.. Длительность терапевтической сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей. Скрытый и явный запрос. Методические принципы терапевтической работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Позиция терапевта при работе с семьей. Формирование терапевтических отношений. Избранные техники: ко-терапия, рефлексирующая команда, циркулярное интервью. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

Семинар 2 (3 дня)

Жизненный цикл семьи: его стадии, кризис перехода от стадии к стадии. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла. Системная диагностика семейных проблем, построение системных гипотез и разработка терапевтической программы. Коммуникативный аспект в семейной системе. Избранные техники для работы с коммуникативной сферой: прояснение коммуникации и другие. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

Семинар 3 (3 дня)

Обзор направлений и школ системного семейного консультирования: структурный, стратегический, эмпирический, трансгенерационный, направления постмодерна. Методы обнаружения и обращения с первоначальным сопротивлением семьи. Место симптоматического (проблемного) поведения в семейной системе. Интерпретация симптома с медицинской, психоаналитической и системной точек зрения. Избранные техники: позитивная коннотация, парадоксальное предписание, метафора, ритуалы, экстернализация проблемы (симптома), нормализация. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

Семинар 4 (3 дня)

Теория систем М. Боуэна. Использование структуры треугольника для анализа семейной ситуации. Теория дифференциации. Демонстрация работы с реальными семьями и разбор случаев.

Семинар 5 (4 дня)

(Клиентский семинар для участников образовательной программы с демонстрацией методов и техник системного подхода)

Исторический аспект жизни и функционирования семейной системы. Системный анализ семейной истории: параметры, совпадения, повторение семейных тем в новых поколениях. Семейный сценарий. «Реконструкция семейной истории» на материале, предоставленном слушателями курса. Избранные техники: “Семейная реконструкция”, генограмма, метод системных расстановок. Авторские методы и техники реконструкции (фотографии, реликвии, «Семейная поваренная книга»).

Семинар 6 (3 дня)

Организационные, методические и этические вопросы системной семейной терапии. Личность семейного терапевта как клинический инструмент. Подготовка к супервизии. Разбор случаев в формате заочной супервизии. Тренировка практических навыков и закрепление изученных техник. Избранные техники других психотерапевтических направлений, используемые в консультировании семей: «пустой стул», дублирование, рисунок.

Семинар 7 (4 дня)

Супервизия (очная) самостоятельной работы участников образовательной программы с семьями. (Обязательное представление случая).

Семинар 8, 9, 10, 11,12 (каждый 3 дня) (выбор тем по решению администрации ИИСТ с учетом интересов группы)

Частные вопросы семейной терапии (консультирования): техники постмодерна (нарративный подход, BSFT), особенности работы с детско-родительскими отношениями, неполными семьями, семьями с алкогольной зависимостью, семьями с приемными детьми, с многопоколенными, молодыми и другими типами семей. Особенности работы с супружеской парой, с семьями психически больных, с семьями, пережившими травму (насилие, утрату), с семьями, ожидающими ребенка, и другими типами семей. Подготовка к супервизии. Разбор сложных случаев в формате заочной супервизии.

Семинар 13 (4 дня)

Супервизия (очная) самостоятельной работы слушателей. (Обязательное представление случая).

Семинар 14 (3 дня)

Защита итоговых квалификационных (дипломных) работ.

Требования к сертификации

  • посещение всех очных семинаров,
  • работа на 2 –х семинарах очной супервизии с 2 собственными презентациями,
  • систематическая работа в интервизорских группах,
  • работа с реальными семьями,
  • защита итоговой квалификационной (дипломной) работы,
  • изучение предлагаемой литературы.

Документация, необходимая для сертификации

  • протоколы работы с семьями («Регистрационная карта семьи») – не менее 80 часов, из них как минимум 2 семьи прошли не менее 10 сеансов и протоколы работы с группами (“Регистрационная карта группы”) - до 20 часов, т.е. в совокупности 100 часов практической работы, оформленной в виде соответсвующих учетных форм в электронном виде.
  • протоколы интервизорской группы – 210 часов (дата, фамилии участников, вид работы, в случае супервизии – фамилии терапевта, семьи и супервизора),
  • “карта самоанализа клиента” (по результатам прохождения блока реконструкции семейной истории)
  • текст итоговой квалификационной (дипломной) работы (в электронном виде)
  • текст-эссе о прохождении супервизии

Требования к кандидатам

  • высшее или незаконченное высшее (студенты старших курсов) психологическое, медицинское, логопедическое, дефектологическое, педагогическое или социологическое образование,
  • работа в социальной сфере (психология, педагогика, медицина, социальная помощь и др.).

Документация, необходимая для поступления

  1. Копия общегражданского паспорта (1-я страница и страница регистрации)
  2. Копия диплома о высшем профильном образовании, для студентов старших курсов - копия студенческого билета
  3. Фотография
  4. Анкета (заполняется в электронном виде через сайт)

Отзывы по программе: